Икс-файл №3: Кинематограф Южной Кореи

Республика Корея — один из мировых лидеров по кассовым сборам, причем в национальном кинопрокате доминирует преимущественно продукция местного производства. Корейскими кинопроизводителями освоены практически все существующие жанры: мелодрамы, романтические комедии, фантастические боевики, мистические триллеры, исторические драмы… Весьма примечателен факт высокой посещаемости кинотеатров, ведь несмотря на всемирно известный впечатляющий уровень развития информационных технологий и обилие других видов организации досуга, вроде сетевых компьютерных игр или разнообразных парков развлечений, корейцы охотно приобретают билеты в кино, устраивая аншлаги практически каждый уик-энд. Крупнейшие голливудские звезды регулярно посещают Сеул в рамках промо-туров своих новых картин, активно дают интервью СМИ и участвуют в популярных телешоу. Корейцы, конечно, предпочитают свое кино, однако и западные блокбастеры способны заработать на юге полуострова десятки миллионов долларов, а рекорд среди всех релизов в истории страны был установлен «Аватаром» Джеймса Камерона, собравшим более ста миллионов.

В планетарных масштабах популярность корейского кинематографа не столь очевидна. Заметными успехами могут похвастаться в подавляющем большинстве представители альтернативного кино, так называемого арт-хауса, не раз побеждавшие на самых престижных фестивалях. Да и образцы откровенного мейнстрима, в США и Европе имеют весьма ограниченный прокат, считаясь экзотикой, рассчитанной исключительно на подготовленного зрителя, способного адекватно воспринимать не голливудское и не западное искусство в целом.

История кино этой страны имеет глубокие корни. Точка отсчета — начало двадцатого века, когда были созданы первые ленты, ныне утраченные или забытые. Затем пришла эпоха японского колониального правления, в самой Корее всячески презираемая, но с сугубо прагматичной точки зрения, крайне важная для ее будущего экономического роста. Кино в эти годы находилось под жестким контролем японской цензуры и особыми успехами не отметилось, будучи вторичным, по отношению к производимой в метрополии продукции. Обретение независимости и раздел страны на два совершенно разных государства, создало условия для формирования двух отдельных кинематографических систем. На севере задавали тон идеология, соцреализм и героическое жизнеописание великих руководителей, то бишь династии Кимов. На юге периоды полной творческой и выразительной свободы сменялись запретами и ограничениями, что налагались режимами военных, правивших страной почти 27 лет. Золой век корейского кино приходиться на начало 60-х годов, тогда были сняты два главных шедевра — «Горничная» (1960, режиссер Ким Ки Ен) и «Шальная пуля» (1961, режиссер Ю Хен Мок), принципиально разные, как по стилю, так и по уготованной им судьбе. Если первый стал очень популярен среди посетителей кинозалов, то второй был почти стразу запрещен за критику сложившейся социальной реальности.

Корейское кино 60-х
В современной Корее ранее запрещенное кино «Шальная пуля» (справа) на равных правах со «Служанкой» борется за пальму первенства лучшего кино всех времен Кореи

Вскоре в стране наступил организованный властью застой, в результате корейское кино откровенно проигрывало конкурентную борьбу американскому. Даже после окончания эпохи диктатуры, кинематографу понадобилось около десяти лет, чтобы вновь заявить о себе, как о действительно серьезном сопернике иностранцам. Шпионский боевик «Шири» (1999, режиссер Кан Чже Гю) в корейском прокате превзошел успех «Титаника», продав свыше двух миллионов билетов. Однако достижения картин увидевших свет в новом тысячелетии были куда более впечатляющими.

Корейское кино Шири
В киноленте «Шири» играли такие известные за пределами Кореи актеры, как Ким Юн Джин (американский сериал «Остаться в живых») и Чхве Мин Сик (главная роль в нашумевшем корейском кино «Олдбой»)

Благодаря радикальному улучшению благосостояния среднестатистических жителей, местные кинокомпании решились вкладывать серьезные деньги в свое производство. Финансовые возможности способствовали качественному росту. Уже никого не удивишь, когда очередная лента, привлекает около четверти населения страны к билетным кассам. И тематика тут совсем не важна. Главное быть интересным, создав на экране реальность, в которую хочется верить. Пройдя долгий и тернистый путь становления, корейский кинематограф по праву занимает должное ему место в профильной сфере мирового бизнеса.